Методическая копилка

Сценарий открытка

Скачать (DOCX, 15KB)

Сценарий акция

Скачать (DOCX, 127KB)

Система-мероприятий-по-ПДД

Скачать (DOCX, 14KB)

Рабочая программа Светофорик

Скачать (DOCX, 42KB)

Проект по ПДД средняя

Скачать (DOCX, 182KB)

Программа по ПДД

Скачать (DOCX, 29KB)

Правила и требования перевозки детей в автомобиле

Скачать (DOCX, 14KB)

Паспорт дорожной безопасности

Скачать (DOCX, 89KB)

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

НИКИТИНОЙ АННЫ ПЕТРОВНЫ

НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 2018 Г.

Цель: психологическое обеспечение воспитательно – образовательного процесса с целью воспитания физически, психически, нравственно здоровой, интеллектуально и эмоционально развитой, обладающей адаптивной к современным условиям компетенцией личности дошкольника.

Задачи:

  1. Создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.
  2. Развитие эмоционально – волевой, личностной сферы детей дошкольного возраста, а также развитие коммуникативных навыков.
  3. Изучение психологического комфорта детей в группе.
  4. Психологическое просвещение персонала ДОУ.
  5. Консультирование родителей воспитанников, персонала ДОУ по вопросам, касающимся общих и специфических закономерностей психологического развития детей.
  6. Анализ эффективности проведённой работы.

 ИЮНЬ

1. Психодиагностическая деятельность

 

Направление деятельности Форма проведения Предполагаемый результат

 

Задействованная категория
Наблюдение за игровой деятельностью Выявление воспитанников, имеющих проблемы в развитии и поведении.

 

 

Дети 3 – 6 лет

2. Коррекционно – развивающая деятельность

 

Подвижные игры на улице

 

«Не зевай – мячик другу передай»

 

«На вопрос отвечай и вперёд шагай»

 

«Съедобное-несъедобное»

 

«Кто как ходит?»

Групповая Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.  

 

 

 

 

 

 

 

Дети 3 – 6 лет

3. Профилактическая деятельность

 

Адаптация поступающих детей в ДОУ Наблюдение, консультирование Ознакомление с возрастными особенностями ребёнка младшего дошкольного возраста.

Рекомендации родителям

 

Вновь прибывшие дети, родители.

4. Консультативно – просветительская деятельность

 

Памятка «Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду» Консультации на группы  

Родители группы

 

 

Консультация для родителей.

Играем в любую погоду. Игры на улице для детей 3-6 лет.

 Памятка с играми для родителей. Консультация Родители

 

Работа с родителями

(по запросу)

 

Индивидуальные консультации  

Родители групп

Работа с педагогами

(по запросу)

Индивидуальные консультации Психологическое просвещение педагогов

 

 

Педагоги

5. Организационно – методическая деятельность

 

Планирование деятельности

на учебный год

Работа с документацией.

Сбор информации

 

Педагог – психолог

Составление перспективно – поэтапного плана Работа с документацией  

Педагог – психолог

Разработка проектной деятельности «Проведение работы по формированию имиджа современного педагога» Работа с литературными источниками, работа в интернете  

Педагог – психолог

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа «А»

Старшая группа

Содержание работы Дидактический материал Период работы С кем проводится работа
1. Развивать эмоциональную сферу детей
1. Создавать эмоционально благоприятный климат в группе

 

 

Июнь – август

 

Со всеми детьми

2. Закреплять эмоциональные состояния – радость, грусть, гнев Настольные игры:

 

«Чувства. Эмоции»

«Путешествие в мир эмоций»

«Театр настроения»

 

 

 

 

 

Июнь – август

 

 

 

 

В подгруппах

3. Закреплять эмоциональные состояния героев сказки Во время прочтения сказок (по наводящим вопросам с использованием иллюстраций)

 

 

Июнь – август

 

В подгруппах

4. Развивать эмпатию в процессе работы с игрушками В процессе сюжетно – ролевой игры с использованием кукол, животных

 

 

Июнь – август

 

В подгруппах, индивидуально

4. Развивать у ребенка мастерство, развивать моторику, воображение, Мастерство кукол из побочного материала Июнь – август В подгруппах
2. Развивать коммуникативную и личностную сферу ребёнка

 

1. Во время совместной игровой деятельности приобщать детей быть рядом (для тех, у кого низкая мотивация) «Кто у нас хороший»

«Ручейки»

«Карусели»

 

 

Июнь – август

 

В подгруппах

2. Развивать умение включаться в групповую игру, предложенную взрослым «Мышкин дом»

«Гуси – гуси»

«Чудо вода»

 

 

Июнь – август

 

В подгруппах

 

Группа детей с ЗПР, логопедическая группы, гиперактивные дети

 

Содержание работы Реализация Период работы С кем проводится работа
1. Развивать эмоциональную сферу детей

 

1. Создавать эмоционально благоприятный климат в группе  

Июнь – август

 

Со всеми детьми

2. Закреплять эмоциональные состояния радость, восторг, грусть, спокойствие, гнев, ярость Настольные игры:

«Чувства. Эмоции»

«Путешествие в мир эмоций»

«Театр настроения»

Беседы

«Чем отличается восторг от радости, гнев от ярости»

«Из – за чего возникает та или иная эмоция»

 

 

 

 

 

 

 

Июнь – август

 

 

 

 

 

 

 

В подгруппах

3. Формировать позитивное эмоциональное отношение к членам своей семьи, к себе и своим друзьям

 

Чтение сказки «Сон» и анализ данного произведения

 

 

Июнь – август

 

В подгруппах

4. Развивать у ребенка мастерство, развивать моторику, воображение, Мастерство кукол из побочного материала Июнь – август В подгруппах
2. Развивать коммуникативную сферу ребёнка

 

1. Развивать умение учитывать эмоциональное состояние другого человека в процессе общения В процессе режимных моментов обращать внимание детей на эмоциональное состояние детей в группе, при общении друг с другом, учитывать чувства, настроение, желания других детей  

 

 

Июнь – август

 

 

 

В подгруппах

2. Формировать моральные представления Во время совместной деятельности Июнь – август Индивидуально
3. Развивать личностную сферу детей

 

1. Способствовать формированию адекватной самооценки.

При сниженной самооценки необходимо обращаться к ребёнку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей.

При завышенной самооценке необходимо формировать критичность.

Играть игры в кругу, такие как «Комплименты»,

«Я дарю тебе …».

Эти игры помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

 

Проводить вместе с ребёнком анализ его действий, обращать внимание на состояния и чувства других детей.

 

 

 

 

 

 

Июнь – август

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

2. Формировать способности к эмпатии. Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение встать на его позицию.

 

Развивать у ребёнка чувство эмпатии можно с помощью ролевых игр, в процессе которых ребёнок получает возможность поставить себя на место других, оценить своё поведение со стороны. Например, разыграть ситуацию как Мальвина поссорилась с Буратино. «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?». «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось посадить Буратино в чулан?».  

 

 

 

 

Июнь – август

 

 

 

 

 

Индивидуально

Тест «Способность к обучению в школе»

Цель: Диагностика психологической готовности детей 5 – 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.
Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.
Руководство к тесту
Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).
Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 – 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)».
Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».
Первое задание: «История в картинках» (рис.4 – 6)
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).
Оценка задания:7 баллов – Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.
5 баллов – Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.
3 балла – Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.
2 балла – Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.
0 баллов – Ребенок не смог составить рассказ.

Второе задание: «Знание цвета»
Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .

Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл
Третье задание: «Заучивание четверостиший» 
Инструкция (состоит из трех этапов):
Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре…). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела! –
Гудит и вьется над цветком,
Прилежна и мила».

1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком
Малюточка пчела!»

2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

«Гудит и вьется над цветком
Прилежна и мила».

3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценка задания:

8 баллов – Правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов – Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла – Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла – Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связьнарушена.
0 баллов – Набор бессмысленных слов или полный отказ.

Четвертое задание: «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.

Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Пятое задание: «Процесс счета».

Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценка задания:

5 баллов – Счет без моторных компонентов.
4 балла – Беззвучное проговаривание (движение губ).
3 балла – Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.
2 балла – Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним.
1 балл – Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.
0 баллов – Отказ отвечать.
Шестое задание: «Порядок счета».

Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3…». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания:
В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.
Седьмое задание: «Классификация предметов».

Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин .

Инструкция: «Вот три корзины. Эта – (показывают) корзина для фруктов, эта – (показывают) для овощей, эта – (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда – все фрукты, сюда – все овощи, сюда – все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценка задания:
За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

Восьмое задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей.

1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценка задания :
Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть – чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате – 0 баллов.

Девятое задание: «Размещение фигур».

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты
1 часть : У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо«квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.

Оценка задания :  За каждое правильное название начисляется один балл.

2 часть: Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг – кругом?»

Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг – круглый.

За каждое правильное объяснение – один балл.

3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас – треугольник, здесь – квадрат, а здесь – круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) – все треугольники, сюда (показывают на круг) – все круги».
Оценка задания : За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.
Десятое задание: «Сравнение картинок».
Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

Оценка задания:

2 балла – Правильное решение без помощи.
1 балл – Правильное решение с помощью.
0 баллов – Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма за 4 пары картинок – 8 баллов.
Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы».
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур
Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из третьего задания . «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и Iтретьем задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в третьем задании.

Тринадцатое задание «Нахождение аналогий».

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
Днем светло, а ночью ?… (темно)
Птица поет, а собака ?… (лает)
Машина едет, а самолет ?… (летит)
Голубь летает, а рыба?… (плавает)
У кошки – шерсть, а у утки ?… (перья)
Платье сшито из ткани, а ботинки ?… (из кожи)

Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Четырнадцатое задание «Срисовывание».
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы – квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей – треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция; «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

Оценка задания: Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов – Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.
3 балла – Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.
2 балла – Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.
0 баллов – Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

Пятнадцатое задание :«Описание картинки».

Ребенку показывают картинку

и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

Оценка задания:

а) Разговорная речь.

2 балла – Беглая речь без запинок
1 балл – Достаточно беглая речь, но есть паузы.
0 баллов – Речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов – Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.
6 баллов – Сложные предложения, стереотипно используется один союз.
4 балла – Преимущественно простые предложения.
1 балл – Преимущественно неполные предложения.
0 баллов – Построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла – Четкое произношение звуков.
1 балл – Нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.
Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Таблица 1

Проценты 4 10 20 30 40 50 60 70 80 90 98 100
Суммарный показатель 71 76 79 85 90 92 96,5 99 102 108,5 111 117

Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.

Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.

Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2

Компоненты умственного развития Номера заданий
1. Обучаемость (как способность к обучению) 3, 8, 12
2. Уровень образования понятий 1, 4, 13
3. Уровень развития речи 1, 15
4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире) 1, 4, 9, 13
5. Овладение отношениями множеств 5, 6, 7, 8
6. Знание форм, их различий 9, 11
7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия 2, 10, 11, 13, 14
8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве 14
9. Умение классифицировать предметы 7, 9
10. Память 3, 12

Регистрационный бланк к тесту
Таблица 3

Номера заданий Ответы ребенка Примечания Оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Методические рекомендации по работе с родителями дошкольных образовательных организаций по профилактике детского травматизма в теплый период года.

 Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема. В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Основные параметры, характеризующие детский травматизм, – гендерное и возрастное распределение, виды травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет.  В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

Особенностью последних лет является увеличение детского травматизма и детской смертности в результате:

выпадения детей из окон квартир в летний период;

нарушений мер безопасности при транспортировке ребенка в автомобиле.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасными являются мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут стать причиной травмы, если ребенок вставит их в рот, нос, уши…

В раннем возрасте (1–3 года) основные двигательные навыки (ходьба, лазание, бег) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием умения ориентироваться в окружающей обстановке и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для профилактики травматизма в этом возрасте.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей дошкольного возраста, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это не обустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Основные виды травм, которые могут получить дети:

  1. Падение с кровати, окна, стола и ступенек. Падение – распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы и даже смертности. В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно качели.
  2. Ожоги от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня, прямых солнечных лучей.
  3. Удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.). Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья.
  4. Отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.); медикаментами, ядовитыми грибами и ягодами.
  5. Поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, открытых (без специальных насадок) электрических розеток.
  6. Порезы различными острыми предметами. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран.
  7. Утопление. Причина гибели более 80% детей в природной среде – вода.
  8. Детский дорожно-транспортный травматизм.

Развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется, как правило, в двух образовательных институтах – семье и учреждениях различных форм общественного дошкольного образования.

В содержании Закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросы, касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами трактуются однозначно. В ст. 44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка: «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Нормативно-правовой аспект государственной политики подразумевает наличие профессиональной поддержки родителей со стороны педагогов и психологов в вопросах образования детей дошкольного возраста, в том числе и обеспечения их безопасности.

Для создания условий безопасной жизнедеятельности дошкольников очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьями воспитанников. Цель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) в данном направлении – актуализация для родителей проблемы безопасности и обозначение круга правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.

Как показывает практика, просветительская работа в форме: консультаций, лекций, семинаров, родительских клубов, тренингов и т.п. способствует повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Взаимодействие с родителями по предупреждению детского травматизма должно идти в трёх направлениях:

  • устранение травмоопасных ситуаций;
  • систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно;
  • исключение «ситуации делегирования» родительских обязательств несовершеннолетним старшим детям.

Для профилактики в летний период травматизма детей дошкольного возраста ДОУ необходимо:

  1. разместить на стендах в помещениях и на сайте ДОУ информацию о профилактике детского травматизма;
  2. подготовить и распространить памятки – буклеты среди родителей воспитанников ДОУ;
  3. провести групповые консультации с родителями ДОУ;
  4. организовать совместные развлечения для детей и родителей, посвященные профилактике детского травматизма.

Скачать (DOC, 72KB)